Оформление наследства на квартиру у нотариуса после смерти
- Оформление наследства у нотариуса после смерти: порядок подачи заявления
- Первое посещение нотариальной конторы для оформления наследства после смерти
- Оформление наследства на квартиру после смерти
- Документы, которые необходимы для оформления по наследству у нотариуса другой собственности
- Завершающий этап оформления наследства после смерти
- Какова стоимость оформления наследства после смерти?
После ухода из жизни родственника или близкого человека гражданин претендует на получение наследства (всего владения или доли собственности усопшего). Наследник обязан пройти законодательно установленную процедуру – оформление наследства у нотариуса после смерти. Следует сразу отметить, что факт ухода из жизни лица, доказывает свидетельство, которое выдается уполномоченным органом.
Оформление наследства у нотариуса после смерти: порядок подачи заявления
Наследство принимается по закону (по завещанию или же через наследственную трансмиссию). Без выраженной письменной воли усопшего собственность делится в равных частях между претендентами с соблюдением очередности.
Процедура включает несколько этапов:
- первичное обращение;
- дело об открытии наследства;
- подготовка документации (зависит от типа наследства);
- совершение наследником обязательных платежей, подача бумаг;
- выдача свидетельства на право получения;
- госрегистрация собственности.
После приобретения статуса получателя гражданин приступает к его оформлению. Претендовать на оформление наследства на квартиру после смерти могут родственники, иные граждане (независимо от дееспособности), дети, рожденные после открытия дела (зачатые при жизни усопшего).
Законодательством дается 6 месяцев, чтобы наследник подал заявление нотариусу, срок открывается на следующий день после:
- официальной регистрации кончины наследодателя;
- рождения наследника;
- вступления в силу решения суда о признании наследодателя умершим;
- отказа другого наследника.
Окончанием срока считается последний день месяца, если специально не указывается конкретное число. Например, день смерти 30 октября 2015 г. – оформление наследства после смерти начинается 31 октября, а подают заявление нотариусу на наследство до 30 апреля 2016 года.
Если завершение шестимесячного периода приходится на выходной, праздник, его окончанием считается первый рабочий день. Лицам, получившим право собственности по причине непринятия его другим наследником, оформление наследства на квартиру после смерти у нотариуса продлевается на 3 месяца. То же касается и другого имущества.
Заявление пишется произвольно, но наследник обязательно указывает следующую информацию:
- полные инициалы, дата кончины, последнее место проживания усопшего;
- изъявление желания наследника о принятии наследства;
- основание (составленное завещание, родственные связи, прочие причины);
- дата подачи.
В документе отражаются сведения, известные наследнику, например, о других претендентах, об имуществе.
Первое посещение нотариальной конторы для оформления наследства после смерти
Нотариус проверяет первичную документацию, поданное заявление. Наследник предоставляет оригинал своего паспорта, бумаги, подтверждающие уплату госпошлины (при наличии – льготу по ней).
На основании заявления открывается дело о наследстве, в рамках которого нотариусу потребуется ряд официальных бумаг – их сбор поручается провести наследнику.
Открытие наследства после смерти предполагает следующий перечень документов:
- свидетельство, подтверждающее кончину лица;
- адресная справка (указывается место последней регистрации наследодателя);
- бумаги, доказывающие наследственные отношения (подтверждение смены фамилии, имени или отчества, а также свидетельства о рождении, браке или разводе);
- справки о лицах, которые проживали с наследодателем или были зарегистрированы с ним по одному адресу.
При отсутствии данных о бывшем постоянном или преимущественном местожительстве усопшего местом открытия признается адрес имущества. Если он не поддается определению, то место устанавливается судебным решением. Когда собственность расположена на территории другого государства, применяются нормы статей 1186 или 1224 ГК.
Содержание пакета документов для оформления наследства после смерти, который следует предоставить нотариусу, зависит от вида собственности.
Оформление наследства на квартиру после смерти
Если в состав имущества усопшего входит квартира, наследник получает выписку из ЕГРП. Кроме этого, готовятся бумаги, доказывающие право усопшего на жилплощадь:
- свидетельство о госрегистрации жилплощади, документы;
- договоры купли–продажи, дарения, мены, ренты, а также документ о регистрации на приобретенную квартиру;
- сведения, касающиеся приватизации (договор передачи, свидетельство о владении жилищем, заявление);
- свидетельство о включенности квартиры в жилищно-строительный комплекс, два экземпляра справки о выплаченном пае.
Бюро технической инвентаризации выдает кадастровый паспорт, справку о балансовой стоимости имущества, экспликацию.
Оформление наследства на квартиру после смерти связано и с получением оценки ее рыночной стоимости. Бумагу готовят компании-оценщики, используя данные БТИ, правоустанавливающую документацию, кадастровый паспорт, свидетельство о смерти.
Документы, которые необходимы для оформления по наследству у нотариуса другой собственности
Для получения в наследство любой собственности (кроме ценных бумаг, денежных средств, оружия) наследник подает в нотариальную контору правоустанавливающие документы, оценку стоимости. Далее по каждому виду имущества готовят другие обязательные бумаги.
При оформлении гаража нотариус потребует предъявления кадастрового паспорта, выписки из техпаспорта, экспликацию, а также справки об отсутствии налоговой задолженности.
Порядок передачи жилого дома наследнику предусматривает подачу нотариусу:
- кадастрового паспорта;
- выписки из технического паспорта;
- справки об отсутствии ареста и налогового долга.
Для принятия наследства, имеющего специальную регистрацию, нотариусу подаются документы, подтверждающие право собственности, документ оценки стоимости технического средства.
Получение земельного участка связано с предоставлением справок об отсутствии ареста имущества и налоговой задолженности, выданных фискальным органом, а также кадастрового паспорта.
Процедура оформления наследства после смерти с получением акций требует подачи точных данных об эмитенте ценных бумаг, официальных сведений, касающихся рыночной стоимости (отчета).
При получении денежных вкладов учитывают данные сберкнижек, договоров с банками. Если нет возможности предоставить их, нотариус направляет официальный запрос в банковские учреждения о получении информации по всем вкладам, передающимся в наследство.
Принятие оружия требует предоставления нотариусу разрешения на его ношение или лицензии, а также справки об официальной стоимости.
Авторские права оформляются наследником, если имеются справки из РАО (авторское общество), издательства с точными наименованиями произведений, названиями книг.
Нотариус, по мере необходимости, может затребовать и другие дополнительные документы по делу о наследстве.
Завершающий этап оформления наследства после смерти
После окончания сбора бумаги подаются нотариусу на проверку вместе с чеками, подтверждающими оплату государственной пошлины.
Если какие-то бумаги имеют ветхий вид, заламинированы, повреждены, склеены или есть исправления, внесенные с нарушением законодательства, необходимо заказать дубликаты или установить их подлинность через суд.
После получения всей информации в рамках дела, в том числе ответа из банка, нотариусом (при отсутствии замечаний) определяются сроки выдачи свидетельства о праве на наследство.
Наследник, получив официальный документ, должен проверить его содержание, наличие разборчивой подписи, четкой печати нотариуса.
Далее происходит регистрация права на наследство государственным органом. Это обязательная процедура, которая в дальнейшем позволяет наследнику полноправно распоряжаться полученной собственностью, владеть ей на законных основаниях.
Какова стоимость оформления наследства после смерти?
Обретение наследства связано не только с подготовкой документации, но и с финансовыми затратами. Налог, взимаемый с большей части наследства, отменен с 2005 года. Но есть случаи, когда он взимается как с полученного дохода. Это происходит при оформлении:
- сумм, полученных автором за создание предметов искусства;
- оплаты за литературное произведение;
- вознаграждения за промышленную инновацию или научный труд.
Наследник несет расходы по оплате:
- справок, выписок, прочих документов, которые требуются нотариусу;
- государственной пошлины, связанной с получением свидетельства о праве на наследство;
- техуслуг, дополнительных консультаций, помощи при сборе документов, других действий нотариуса (выезда домой к заявителю и т.д.), согласно установленным тарифам.
Сумма госпошлины исчисляется в процентном содержании от стоимости наследства:
- 0,3% для первой, второй очереди (с максимальной величиной 100,0 тыс. руб.);
- 0,6% – столько платят остальные наследники, общая сумма пошлины не должна превышать 1000,0 тыс. рублей.
Сумма обязательного бюджетного платежа не зависит от вида процедуры оформления наследства после смерти и завещания (открытого или закрытого). Каждый наследник оплачивает пошлину лично, через банковское отделение.
От уплаты пошлины освобождаются:
- участники ВОВ, кавалеры орденов Славы;
- Герои СССР, России;
- наследники имущества погибших при выполнении гособязанностей, репрессированных по политическим мотивам;
- несовершеннолетние (на дату открытия наследства);
- граждане, проживавшие вместе с усопшим по адресу наследуемого имущества.
Половину суммы госпошлины за оформление наследства необходимо оплатить наследникам-инвалидам 1 или 2 группы (при наличии соответствующих документов). Обязательным условием получения такой льготы является проживание по адресу наследодателя. Обращаем внимание, что после продажи наследства гражданин уплачивает 13% налога с дохода и подает декларацию в налоговый орган.