Секретарь нотариуса:
+7 (499) 172-96-49
Бюро переводов:
+7 (925) 518-72-97
Нотариус Москвы Нотариальная контора и бюро переводов на «Окской»

Оформление наследства

При получении в наследство участка земли, гаража, здания, дачи (недвижимого имущества) следует прийти к нотариусу и сообщить о праве на них.

Документы для оформления наследства:

  • заявление претендента на имущество;
  • подтверждение личности заявителя;
  • свидетельство о смерти завещателя;
  • информация о людях, прописанных с наследодателем в день гибели;
  • свидетельство о рождении, супружеском союзе – документы, в которых обозначены родственные связи с усопшим;
  • при изменении фамилии – справка о замене плюс брачное свидетельство в качестве доказательства изменений.

По месту регистрации почившего в ЕИРЦ выдается информация о прописанных лицах. О праве на наследование положено заявлять нотариусу по месту открытия наследства.

Место открытия наследства: определение и особенности

Место, в котором наследодатель пребывал большую часть времени, называется местом открытия наследства. Если с местом жительства покойного ничего не ясно либо он жил за пределами Российской Федерации, заявление подается по пункту местонахождения имущества. В случае разброса наследства по территории страны за место открытия принимается «прописка» недвижимости. Если она отсутствует, вступление в наследство ведется по месту расположения движимой собственности.

Наследство открывается в тот момент, когда умирает наследодатель. С этой минуты на протяжении полугода необходимо предъявить права на имущество.

Алгоритм подачи заявления

Претендующий на наследство человек не всегда может посетить нотариуса, если он находится в другом городе. В таком случае можно заявить о праве на наследование через представителя. Для подачи заявления уполномоченный гражданин должен иметь нотариальную доверенность с подтверждением его возможностей. Документ оформляется в любой нотариальной конторе.

Можно выслать заявление почтой. Предварительно наследнику нужно прийти к любому уполномоченному лицу для нотариальной заверки личной подписи, после отправить документ нотариусу. Рекомендуется использовать заказное письмо, о получении которого уведомляют отправителя.

Фактическое принятие наследия

Для фактического принятия имущества, согласно закону, приемник обязан:

  • вступить в управление и/или владение наследством;
  • взять ответственность за сохранность имущества, принять меры по его защите от посягательств и притязаний;
  • оплатить долги наследодателя в случае их наличия;
  • получить денежные средства, если таковые причитаются усопшему;
  • оплатить затраты на содержание полученного имущества.

С момента открытия, фактического принятия наследства оно считается собственностью наследника, будь то недвижимость или домашняя вещь.

Оформление наследства: нюансы

Свидетельство о праве на наследование выдается по истечению полугода со дня открытия. Можно получить документ и раньше, если у нотариуса есть достоверная информация об отсутствии других наследников (за исключением лиц, заявивших о своем праве).

Поскольку свидетельство о праве на наследство является основанием для государственной регистрации наследования имущества, при выдаче документа взимается муниципальная пошлина. Размер платы установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Для исчисления пошлины плательщик по желанию представляет документ, где указаны кадастровая, рыночная, инвентаризационная или иная стоимость наследуемого имущества. Документ можно оформить в кадастровой палате, БТИ либо получить у оценщиков. Если представляются несколько документов с различной стоимостью наследства, в расчет берется минимальная цена. Жилплощадь оценивается в день открытия наследства. Ее стоимость остается неизменной со дня гибели завещателя независимо от длительности оформления наследства.

В согласовании с Налоговым кодексом, конкретным группам лиц полагаются льготы при оформлении наследства у нотариуса. Инвалиды I и II групп оплачивают половину госпошлины. Претендующие на недвижимость лица, которые проживали с наследодателем в день его смерти, продолжают жить в наследуемом помещении после, полностью освобождаются от уплаты государственной пошлины. Доказать факт проживания с усопшим на момент его смерти можно с помощью справки из ЕИРЦ. Если возник спорный момент, придется обращаться в суд.

Оформление наследства у нотариуса: как быть, если пропущен срок

Шесть месяцев – большой срок, за который можно успеть оформить наследство по всем правилам. Если за это время приемник по каким-либо причинам не успел, не смог сообщить о праве на наследование нотариусу, ему придется обращаться в суд либо договариваться с другими претендентами.

В суд можно обратиться для восстановления срока подачи заявления. Благоприятный исход возможен, если наследнику удастся доказать, что он не начал оформлять наследство вовремя по уважительной причине. К примеру, был в полярной экспедиции либо ездил в заграничную командировку и никак не мог узнать о наследии.

Для подачи заявления непосредственно в суд тоже установлен срок. Опоздавший претендент на наследуемое имущество должен обратиться в муниципальный орган в течение полугода после «исчезновения» причин пропуска. Опираясь на пример выше – после возвращения из полярной экспедиции.

Если помимо опоздавшего наследника существуют другие, которые уже оформили право на имущество, можно обойтись без суда. Претенденту необходимо получить письменное согласие других наследников. Нотариус заверяет представленное согласие, аннулирует ранее выданное свидетельство о праве на наследование. После следует посетить регистрационную службу, чтобы изменения внесли в запись.

Регистрация свидетельства

После получения свидетельства о праве на наследие нужно пройти муниципальную регистрацию.

Документы для оформления наследства в регистрационной службе:

  • удостоверение личности;
  • свидетельство о праве на имущество, выданное нотариусом;
  • справка об оплате госпошлины;
  • нотариально заверенная доверенность, если регистрация осуществляется с помощью представителя.

Бумаги подаются в территориальную регистрационную службу по месту нахождения недвижимого имущества. Если возникли трудности с посещением службы, можно отправить пакет документов по почте. В качестве удостоверения личности нужно прикладывать к заявлению копию паспорта.

Если в заявлении отправитель указал, что хочет получить расписку о получении документов по почте, ее вышлют по указанному в заявлении адресу на следующий день после получения документов. Отправлять документы почтой удобно, так как это избавляет от очередей, но если в пути они затеряются, шанс найти пропажу сводится к нулю. Придется восстанавливать документы, вновь тратить время на визиты в соответствующие инстанции.